– Одновременное появление вспышки смертельного вируса Эбола, с одной стороны, и воинствующего варварства, якобы во имя ислама, с другой, ставит перед международным сообществом в области развития, в частности Организацией Объединенных Наций и международными НПО, а также возможности. На первый взгляд, это два несвязанных между собой явления. Один из них, по-видимому, в значительной степени сосредоточен на коллапсе служб здравоохранения в трех странах и в меньшей степени на его экономических и политических последствиях. Другая, т.е. ИГИЛ/ИГИЛ/ИГ, кажется сложной корзиной геополитических пожаров, включающих агрессивно воинствующий политический ислам, слабую динамику управления, неудачные восстания, транснациональное недовольство молодежи, распространение оружия — и это лишь некоторые из них. Так в чем же связь и почему это имеет отношение к международному развитию и гуманитарной деятельности? В ходе стратегического обмена знаниями, организованного несколькими органами Организации Объединенных Наций с участием сотрудников ООН по развитию и гуманитарным вопросам, а также их коллег из ряда международных религиозных НПО, занимающихся вопросами развития, который состоялся на прошлой неделе в Турине, Италия, слияние этих проблем был взят в лоб. Сотрудники ООН и религиозных НПО работают как в своих штаб-квартирах, так и на местах в странах Африки, Азии и арабского региона. В обоих случаях существуют реалии перегруженных поставщиков услуг, стремящихся реагировать в режиме реального времени на рост числа погибших, крах государственных услуг и фактическую неспособность предоставить предметы первой необходимости сообществам, которые борются за выживание из-за разнообразных, но тем не менее рукотворные, преграды. Некоторыми из них управляют те, кто носит оружие и объявляет территории запретными, в то время как тех, кто находится внутри них, сажают в тюрьмы, пытают, убивают, терроризируют и морят голодом. Другие барьеры создаются сообществами, скрывающими своих больных и умерших, недоверчивыми и опасающимися тех, кто ищет помощи, и переживающими потерю не только близких, но и опекунов, источников дохода и средств защиты. Но есть и другие барьеры, которые также выявились за последние несколько недель и месяцев, некоторые из которых представляют собой долгосрочные проблемы для институциональной и организационной культуры, а также для всего духа международного гуманизма и развития, каким мы его знаем сегодня. Реагирование на вирус Эбола, в первую очередь, было сосредоточено на медицинских аспектах, что было и остается срочным и бесспорным. Но потребовались месяцы, прежде чем международные гуманитарные работники осознали один из многих переломных моментов в уравнении смерти и передачи болезней: методы захоронения были ключевыми и что, хотя существуют руководства, которые пытаются регулировать эти методы, чтобы обеспечить медицинскую безопасность, относительно меньше внимания уделялось совокупному вопросу ценностей, достоинства и местных культурных обычаев в таких кризисных контекстах. Похороны мертвых в сообществе затрагивают те самые системы верований, которые придают ценность и смысл жизни. То, как хоронили инфицированных лихорадкой Эбола, должно было решаться таким образом, чтобы преодолеть вполне законные медицинские проблемы со здоровьем, но также позволить семье и членам сообщества продолжать жить — с некоторой долей смысла для их уже травмированных личностей — и в то же время не получая зараженный. Когда была отмечена эта конкретная дилемма, были спешно собраны религиозные лидеры, чтобы посоветовать методы захоронения, которые сочетают достоинство с безопасностью в этих конкретных обстоятельствах. Но более широкие и долгосрочные роли «просвещения» и преодоления медико-культурного разрыва между международными работниками по оказанию помощи, местным медицинским персоналом и переутомленными сообществами еще предстоит проработать. И возможность восполнить этот медико-культурный разрыв (что не ново для развития или гуманитарной деятельности) выходит за рамки захоронения умерших и медицинской помощи живым, до предоставления психосоциальной поддержки и обеспечения экономических средств к существованию. В этих областях религиозные НПО также могут сыграть свою роль. Воинственность ИГИЛ и последствия войны, которая в настоящее время ведется как с ними, так и против них, представляют собой аналогичный набор культурных проблем для национальных и международных акторов. Эта культурная особенность была подтверждена в случаях из того же арабского региона с участием Хизбаллы, ХАМАС, а теперь и ИГИЛ. Как преодолевать практические блокпосты, контролируемые партиями, с которыми вы не должны разговаривать в принципе, и которые ставят под сомнение саму легитимность вашего мандата на практике – именно потому, что он не «исповедует религию» и является частью «западной светской повестки дня»? Да, существуют руководства, протоколы и процедуры, регулирующие предоставление услуг и правила взаимодействия — в соответствии с международными обязательствами в области прав человека. Тем не менее, некоторые трудные вопросы сейчас бросаются в глаза: возможна ли какая-либо форма «диалога» или пропаганды между теми, кто говорит о законах прав человека, и теми, кто хочет говорить только о «Божьих законах»? Можно ли извлечь уроки из предыдущего взаимодействия с (теперь относительно более мейнстримными) «Хизбаллой» и ХАМАСом, что, возможно, привело к другой траектории взаимодействия с ИГИЛ сегодня? Действия «Боко Харам» в Нигерии и присутствие «Аль-Каиды» (и ликвидация бен Ладена) в Афганистане высветили связь между религиозными догмами и критическими последствиями для здоровья. Однако, в отличие от Эболы, возможная роль религиозных лидеров и других религиозных деятелей в области гуманитарной деятельности и развития не запрашивалась. По крайней мере, не так открыто. И все же, могут ли эти роли пролить свет на особую способность некоторых религиозных акторов маневрировать в рамках чрезвычайных гуманитарных ситуаций в этих конкретных обстоятельствах? Может ли более четкое понимание потенциальной добавленной стоимости религиозного вмешательства, которое следует отличать от действий ИГИЛ, «Аль-Каиды», «Боко Харам» и т. д., улучшить понимание мировоззрения, которое стоит жизней, и справиться с ним? сейчас и в будущем? ИГИЛ заявляет о религии в самом своем названии, духе и ужасных действиях. Могут ли международные гуманитарные организации и организации, занимающиеся вопросами развития, позволить себе продолжать игнорировать религиозную динамику именно из-за того, насколько их действия бросают вызов действиям, основанным на правах человека? И если международное сообщество сделает выбор в пользу борьбы с любым религиозным подтекстом – и не в состоянии сделать это в своих нынешних рамках – к чьей помощи нужно будет обратиться, на каких форумах и какими средствами? Есть ответы на некоторые из этих вопросов, уже просачивающиеся в нескольких коридорах разработки политики, присущие опыту многих сотрудников, работающих с религиозными/религиозными НПО, занимающимися вопросами развития, и ученых, посвятивших десятилетия исследованиям. Что стало ясно из дискуссий в Турине и других круглых столов по религии и развитию, так это то, что эти вопросы необходимо ставить, потому что ответы противоречат многочисленным возможностям.
Stories published in our Daily Digests section are chosen based on the interest of our readers. They are republished from a number of sources, and are not produced by MintPress News. The views expressed in these articles are the author’s own and do not necessarily reflect MintPress News editorial policy.