Большинство «фактчекинговых» организаций, которые использует Facebook в Украине, напрямую финансируются Вашингтоном

В свете вторжения России в Украину разразилась информационная война, такая же ожесточенная, как и наземные бои, и Meta (официальное название Facebook) объявила, что сотрудничает с девятью организациями, чтобы помочь ей отделить факты от вымысла.

Большинство организаций по проверке фактов, с которыми Facebook сотрудничает для мониторинга и регулирования информации об Украине, напрямую финансируются правительством США либо через посольство США, либо через печально известный Национальный фонд в поддержку демократии (NED). В свете вторжения России в Украину разразилась информационная война, такая же ожесточенная, как и наземные бои, и Meta (официальное название Facebook) объявила, что сотрудничает с девятью организациями, чтобы помочь отделить факты от вымысла для пользователей из Украины, России и других стран Восточной Европы. . Эти девять организаций: StopFake, VoxCheck, Fact Check Georgia, Demagog, Myth Detector, Lead Stories, Patikrinta 15min, Re:Baltica и Delfi. «Чтобы уменьшить распространение дезинформации и предоставить пользователям более достоверную информацию, мы сотрудничаем с независимыми сторонними службами проверки фактов по всему миру», — написал гигант Силиконовой долины, добавив: «Все независимые сторонние службы проверки фактов Facebook сертифицированы Международная сеть проверки фактов (IFCN). IFCN, дочерняя организация исследовательской организации Poynter Institute, призвана объединить специалистов по проверке фактов по всему миру». Проблема с этим? По крайней мере, пять из девяти организаций находятся на непосредственном содержании у правительства Соединенных Штатов, главного участника конфликта. Институт Пойнтера также финансируется NED. Кроме того, многие другие организации по проверке фактов также имеют тесные связи с другими державами НАТО, включая прямое финансирование.

StopFake

Пожалуй, самая известная и печально известная из девяти групп — StopFake. Основанный в 2014 году StopFake финансируется Атлантическим советом НАТО , Министерством иностранных дел и по делам Содружества Великобритании, посольством Великобритании в Украине и Министерством иностранных дел Чехии. Она также получала деньги от США через Национальный фонд поддержки демократии, хотя ни одна из сторон не афиширует этот факт. Одна из возможных причин этого упоминалась в статье 2016 года, перепечатанной самим StopFake. Как отмечается в статье, «в случае с StopFake.org, когда противники хотят оскорбить проект, они немедленно ссылаются на донорскую поддержку Национального фонда за демократию как на доказательство причастности правительства США и ЦРУ». После российского вторжения NED удалило из Интернета все общедоступные записи своих украинских проектов. Тем не менее, неполные архивные копии этих записей подтверждают финансовые отношения между группами. StopFake явно создавался как партизанская организация. Как отмечается в восторженном отчете Международной журналистской сети о них, большинство фактчеков StopFake основано на материалах из российских СМИ, а мотивом для его создания была «оккупация Россией Крыма в 2014 году и кампания по изображению Украины как фашистской». государство, в котором процветали антисемитизм, расизм, гомофобия и ксенофобия». Хотя действительно неправильно называть Украину фашистским государством, в стране явно существует одно из самых сильных ультраправых движений в Европе. И, к сожалению, сам StopFake далеко не аполитичный наблюдатель этого подъема. Несколько авторитетных западных СМИ, в том числе The New York Times , сообщали о связях StopFake с белой властью или нацистскими группами. Когда местная журналистка Екатерина Сергацкова раскрыла эти связи, угрозы расправы со стороны крайне правых вынудили ее бежать из дома. Действительно, по мнению некоторых, одной из основных функций StopFake является продвижение крайне правых. В длинном разоблачении Льва Голинкина в The Nation каталогизирована история StopFake, которую он назвал «агрессивным обелением двух украинских неонацистских групп с большим послужным списком насилия, включая военные преступления». Безусловно, самая известная бывшая ведущая StopFake — Нина Янкович . Янкович некоторое время была главой недавно сформированного Совета по управлению дезинформацией президента Байдена, прежде чем общественный резонанс заставил ее уйти в отставку. Названное «Министерством правды», и правление, и Янкович вызвали сильную оппозицию. Тем не менее, мало кто упомянул тот факт, что, находясь на StopFake, сама Янкович перед камерой с энтузиазмом превозносила достоинства нескольких фашистских военизированных формирований.

В телерепортаже 2017 года о батальонах «Айдар», «Днепр-1» и «Азов» Янкович представил эти группы как героических добровольцев, оглушающих Украину от «дальнейшего российского сепаратистского посягательства». Как она заявила,

Волонтерское движение в Украине выходит далеко за рамки военной службы. Добровольческие группы активно помогают украинским военным продовольствием, одеждой, лекарствами и послевоенной реабилитацией, а также активно работают с почти двумя миллионами внутренних беженцев, перемещенных в результате войны в Украине»,

Это фальсификация противоречит многочисленным сообщениям правозащитных групп, таких как Amnesty International, которые утверждают, что батальон «Айдар» виновен в целом ряде нарушений, «включая похищения, незаконные задержания, жестокое обращение, кражи, вымогательство и возможные казни». Amnesty также обвиняет «Айдар» и «Днепр-1» в «использовании голодной смерти мирных жителей в качестве метода ведения войны». Азов, тем временем, является самой печально известной организацией. Знаки отличия группы сняты непосредственно со 2-й танковой дивизии Ваффен-СС, подразделения, ответственного за совершение некоторых из самых страшных преступлений гитлеровского холокоста. Батальон «Азов» также обмакивает свои пули в свиной жир перед боем, как преднамеренное преступление на почве ненависти, пытаясь отгородить еврейских или мусульманских врагов от лучшей загробной жизни. Андрей Билецкий, основатель группы, заявил в 2010 году, что, по его мнению, миссия Украины состоит в том, чтобы «возглавить белые расы мира в последнем крестовом походе… против возглавляемых семитами унтерменов» — слово, которое Гитлер использовал для описания евреев, поляков, украинцев и других народы, которые он предназначил для истребления. В феврале Facebook объявил, что меняет свои правила в отношении разжигания ненависти, чтобы разрешить восхваление и рекламу батальона «Азов». Это было по рекомендации StopFake? MintPress попросил Meta/Facebook прокомментировать связи своего партнера по проверке фактов с крайне правыми группами и повлиял ли StopFake на их решение разрешить пронацистский контент на своей платформе, но не получил ответа. Как отметил Голинкин в своей статье для The Nation , StopFake также защищал C14, еще одно фашистское военизированное формирование, описывая его просто как «общественную организацию», ссылаясь на собственное отрицание C14 своих погромов против цыган как на «доказательство» своей невиновности. Это определение расходится даже с Госдепартаментом США, который классифицирует C14 как «националистическую группу ненависти». Цифра «14» в названии относится к лозунгу сторонников превосходства белой расы из «14 слов».

StopFake сделал ряд спорных заявлений, в том числе о том, что рост антисемитизма в Украине является « фейком ». роль в этом. В статье «Россия как зло: ложные исторические параллели. Некоторые особенности русской политической культуры», также утверждалось , что гитлеровские концлагеря были созданы по образцу русских, созданных Владимиром Лениным. На самом деле правительство Германии впервые применило концентрационные лагеря во время геноцида народов гереро и намаква между 1904 и 1908 годами в Намибии. Британцы и испанцы также были первыми последователями. Кроме того, StopFake имеет тесные связи с The Kyiv Post , украинским изданием, которое напрямую финансируется и обучается Национальным фондом демократии. С 2016 года Post опубликовал 191 отчет StopFake.

Кто такой НЭД?

Почему получение финансирования от Национального фонда поддержки демократии должно немедленно вызывать подозрения в отношении любой организации, потому что NED был явно создан администрацией Рейгана в качестве прикрытия для Центрального разведывательного управления. Хотя она финансируется Вашингтоном и укомплектована государственными чиновниками, технически она является частной компанией и поэтому не подлежит такому же правовому регулированию и общественному контролю, как государственные учреждения. ЦРУ использовало NED для проведения многих своих наиболее противоречивых операций. В последние годы он обучал и направлял деньги лидерам протестующих в Гонконге для поддержания восстания, разжигал общенациональную кампанию демонстраций на Кубе и помогал попыткам свергнуть правительство Венесуэлы. Однако, возможно, наиболее важным для этой истории является то, что NED также участвовал в перевороте 2014 года, который отстранил от власти президента Украины Виктора Януковича. Короче говоря, смена режима — одна из его основных функций. NED делает это, создавая, финансируя, поддерживая и обучая всевозможные политические, экономические и социальные группы в целевых странах. Согласно годовому отчету за 2019 год, Украина является «главным приоритетом» NED. Агентство (официально) потратило более 22 миллионов долларов в Украине с 2014 года. В более откровенные моменты лидеры NED не скрывают роль организации. «Было бы ужасно, если бы демократические группы во всем мире считались субсидируемыми ЦРУ», — сказал Карл Гершман, президент NED с 1984 по 2021 год, объясняя, почему была создана его организация. Соучредитель NED Аллен Вайнштейн согласился: «Многое из того, что мы делаем сегодня, было тайно сделано ЦРУ 25 лет назад», — сказал он The Washington Post .

VoxCheck

VoxCheck получает значительную денежную помощь от правительства США через NED и посольство США. Он также финансируется правительствами Нидерландов и Германии. Неполные записи NED показывают, что VoxCheck получает значительные ежегодные гранты и в общей сложности принял около 250 000 долларов. Такого рода деньги очень важны для Украины, которая в каком-то смысле является самой бедной страной в Европе. ВНД на душу населения в стране составляет 3500 долларов в год, что намного ниже, чем даже в России, которая составляет 10 700 долларов. Например, одного гранта NED в размере 15 000 долларов США, предоставленного украинскому фонду СМИ, было достаточно для оплаты более 100 статей. Несмотря на финансирование, западные СМИ крайне положительно изображают VoxCheck. The Washington Post, например, описывает их как «небольшую группу независимых проверяющих факты». В просторечии слово «независимый» обычно зарезервировано для любой медиа-группы, не принадлежащей или не финансируемой государством (как будто это единственный тип зависимости). Но даже на этой крайне низкой планке VoxCheck падает. [идентификатор подписи = "attachment_281626" выравнивание = "aligncenter" ширина = "1249"] VoxUkraine NED В документе NED показан грант, предоставленный VoxUkraine в 2020 году. как ложный на этом основании. Другими словами, официальный государственный рупор британского правительства, который сыграл важную роль в распространении лжи, приведшей к вторжению в Ирак и Ливию , считается неприкосновенным. В ярких разоблачениях Post бросается в глаза то, что сотрудники VoxCheck почти не претендуют на нейтралитет и считают себя цифровыми пехотинцами в крестовом походе против России. Как сказал один сотрудник, миссия состоит в том, чтобы «не допустить, чтобы кто-то впал в российскую ложь и манипуляции». Действительно, один из сотрудников уволился с работы, чтобы пойти добровольцем в украинскую армию. Другие сотрудники VoxCheck признались, что чувствовали себя виноватыми из-за того, что сами этого не сделали и только виртуально участвовали в борьбе. Конечно, Россия постоянно лгала во время этой войны; все вторжение было основано на лжи. Всю зиму российские официальные лица постоянно повторяли , что не собираются вторгаться в Украину. Тем временем российские СМИ утверждали, что президент Зеленский бежал из страны после вторжения. Но на войне все стороны лгут. И когда операция по проверке фактов постоянно критикует только одну сторону и в основном умалчивает о другой, она явно приняла сторону в конфликте и, следовательно, действует в пристрастной манере. Люди, заинтересованные в критическом мышлении, должны внимательно изучать заявления, сделанные всеми сторонами.

Проверка фактов Грузия

Fact Check Georgia описывает себя как «независимый и беспристрастный веб-сайт, который предлагает читателям исследовательскую, проверенную и основанную на фактах информацию». Тем не менее, он финансируется целым рядом сомнительных организаций, в том числе NED и посольством США, немецким фондом Маршалла, правительством Нидерландов и Европейским фондом демократии, европейской «частной» организацией, финансируемой правительством и явно созданной по образцу NED. [идентификатор подписи = "attachment_281625" align = "aligncenter" ширина = "1015"] Раздел Fact Check Georgia «О нас» показывает, насколько на самом деле независима организация по проверке фактов[/caption] Fact Check Грузия может быть подорвана тем фактом, что внизу каждой страницы ее NED и посольство США в Грузии. Это сопровождается заявлением об отказе от ответственности: «Взгляды и мнения, выраженные на этом веб-сайте, принадлежат Factcheck.ge и не являются взглядами и мнениями организаций, поддерживающих проект» — предложение, которое не нужно было бы прикреплять, если бы организация была действительно независимой. Кроме того, некоторые из его сотрудников имеют известное прошлое. Первым человеком, указанным в разделе Fact Check Georgia «наша команда», был бывший заместитель министра обороны Грузии — страны, которая вела войну против России в 2008 году.

Детектор мифов

Еще одна базирующаяся в Грузии компания, Myth Detector, была профинансирована посольством США на сумму 42 000 евро в 2021 финансовом году. Немецкая государственная телерадиокомпания Deutsche Welle внесла 41 000 евро. Согласно финансовому отчету Myth Detector, в прошлом году также пожертвовала 41 000 евро группа под названием «Цинк». Вполне возможно, что это Zinc Network, теневая разведывательная фирма, которая проводит операции информационной войны от имени правительств Великобритании и США.

демагог

Посольство США в Польше не только финансирует Demagog, но и проводит обучение тому, как думать. На сайте Demagog отмечается, что посольство создало «академию проверки фактов» о том, «как бороться с ложной информацией». «Благодаря сотрудничеству [посольства]», — отмечается в нем, — «для студентов и преподавателей были проведены занятия по фейковым новостям, надежным источникам информации и проверке фактов». Наряду с правительством США Demagog также получает деньги от правительства Польши, организаций Европейского Союза и Европейской экономической зоны. Все вместе операции этих пяти организаций напрямую финансируются Вашингтоном. Тем не менее, многие другие группы проверки фактов, которым Facebook платит за то, чтобы они выполняли функции полиции контента на своей платформе, имеют столь же тесные связи с западной государственной властью. Действительно, единственный из девяти, который кажется относительно свободным от прямого сотрудничества с правительством, — это самофинансируемое издание Lead Stories.

Патикринта 15мин

Литовское издание Patikrinta 15min настаивает на том, что это независимая беспартийная группа. Как говорится в разделе «О нас»: «Спонсорами Patikrinta 15min не могут быть политические партии, политики, государственные организации или компании или организации, связанные с политиками». Однако они принимают финансирование от Poynter Institute, журналистской группы, которая владеет американской организацией по проверке фактов Politifact. С 2016 года Институт Пойнтера запросил и получил как минимум семь грантов от Национального фонда поддержки демократии на общую сумму более полумиллиона долларов. Примечательно, что некоторые из этих грантов явно являются способом направления денежных средств восточноевропейским группам по проверке фактов. Как отмечается в одном резюме гранта NED на сумму 78 000 долларов США, цель этих денег — «способствовать использованию веб-сайтов проверки фактов в качестве эффективного инструмента подотчетности в Центральной и Восточной Европе и укрепить глобальное сообщество проверки фактов». Далее NED отмечает, что Пойнтер привезет более 70 журналистов на учебный саммит, а затем продолжит «обучать» «наставников», «поддерживать» и помогать им и их организациям в «наращивании потенциала». [идентификатор подписи = "attachment_281623" выравнивание = "aligncenter" ширина = "1263"] Один из нескольких грантов, предоставленных якобы нейтральному Институту Пойнтера NED Госдепартамента США[/caption] Циник может заключить, что NED просто пытается отмыть свои деньги через Poynter. MintPress запросил у Patikrinta 15 минут, чтобы подтвердить или опровергнуть, являются ли они одной из восточноевропейских групп, упомянутых в заявках NED, но не получил ответа. Как и у других групп, беспристрастный внешний вид Patikrinta 15min часто дает сбои. Об этом свидетельствуют такие заголовки , как «русский цинизм не знает границ» и тот факт, что они часто защищают нацистские группировки, такие как батальон «Азов». Как и StopFake, n 15min утверждает , что использование «Азовом» символа Ваффен СС случайно. Он также представил «Азов» как аполитичную организацию и использовал цитаты основателя «Азова» Андрея Билецкого — возможно, самого печально известного из ныне живущих неонацистов — в качестве «доказательства» того, что обвинения против него являются российской дезинформацией.

Re:Балтика

Хотя нет никаких доказательств того, что Re:Baltica имеет финансовые отношения с правительством Соединенных Штатов, львиная доля ее финансирования по-прежнему поступает с Запада. Как они отмечают на своем веб-сайте, около двух третей их финансирования поступает «от учреждений, базирующихся в странах ЕС/НАТО». Они также называют «Королевство Нидерландов» одним из своих «друзей», то есть доноров. [идентификатор подписи = "attachment_281622" выравнивание = "aligncenter" ширина = "989"] Re:Baltica щедро финансируется западными правительствами и неправительственными организациями, в том числе Фондом «Открытое общество» Джорджа Соро[/caption]

Делфи

Delfi — крупный веб-портал в Восточной Европе и странах Балтии. Компания не раскрывает, получает ли она иностранное финансирование. Однако, несомненно, он имеет тесные связи с NED. В 2015 году Delfi взяла интервью у Кристофера Уокера, старшего менеджера NED, о том, как лучше всего они могут противостоять российской пропаганде. Два года спустя председатель NED Гершман обратился к литовскому парламенту, сообщив , что его организация,

[Работал] с Литвой по противодействию попыткам России подорвать и разрушить демократию в Литве, Европе и в самой России. Мы поддерживали работу литовского Delfi и Центра восточноевропейских исследований по мониторингу, документированию и борьбе с российской дезинформацией в Литве и странах Балтии».

Позже в том же году Delfi объединилась с NED для проведения 1-го Вильнюсского собрания молодых лидеров, на котором отобранные молодые активисты были приглашены пообщаться с журналистами и шпионами со всей Европы и Соединенных Штатов в надежде создать дружественную Западу атмосферу. сила в гражданском обществе. [идентификатор заголовка = "attachment_281621" align = "alignnone" ширина = "1200"] Диаграмма, показывающая структуру руководства сети EXPOSE, опубликованная в рамках Инициативы честности. Утечка 7[/caption] Delfi, Re:Baltica и StopFake были идентифицированы как предполагаемые члены сети «контр»пропаганды, надеющейся на создание ЭКСПОЗИРУЙТЕ сеть. EXPOSE якобы была секретной инициативой, финансируемой правительством Великобритании, которая должна была объединить журналистов и государственных служащих в альянс для формирования общественного дискурса таким образом, чтобы он более соответствовал приоритетам западных правительств. Как пишет EXPOSE, «существует возможность повысить квалификацию организаций гражданского общества по всей Европе, усилить их текущую деятельность и раскрыть их потенциал», чтобы они стали следующим поколением активистов в борьбе с кремлевской дезинформацией». «Координация их деятельности, — пишет EXPOSE, — представляет собой уникальную возможность» для британского правительства в его борьбе против России. К сожалению, сокрушались они, «мономаниакальная зацикленность» StopFake на России подорвала доверие к нему. Примечательно, что EXPOSE также написал, что «еще одним препятствием для борьбы с дезинформацией является тот факт, что некоторые поддерживаемые Кремлем нарративы на самом деле правдивы» — признание, которое подчеркивает, что для многих правительств и СМИ «дезинформация» быстро становится просто означающей « информация, с которой мы не согласны». Имена тех людей, которые перечислены в качестве потенциальных сотрудников этой сети, являются кто есть кто из связанных с государством оперативников, включая Zinc Network, несколько человек с веб-сайта журналистских расследований Bellingcat, финансируемого NED, и Бена Ниммо, бывшего представителя НАТО, который сейчас возглавляет глобальный интеллект для Facebook.

Кибервойна Facebook

Однако Ниммо — лишь один из многих бывших государственных агентов, ныне работающих в высших эшелонах Facebook. В прошлом месяце MintPress опубликовалисследование , показывающее, что гигант Кремниевой долины нанял десятки бывших сотрудников ЦРУ на влиятельные должности в компании, особенно в сфере безопасности, модерации контента и доверия и безопасности. Учитывая, насколько влиятельным является Facebook как медиа- и коммуникационный гигант, такого рода отношения представляют собой проблему национальной безопасности для любой другой страны мира. И это тоже не гипотетическая угроза. В ноябре Ниммо возглавил команду, которая фактически попыталась переключить выборы в Никарагуа с правящей сандинистской партии на кандидата, поддерживаемого США. За несколько дней до выборов Facebook удалил сотни учетных записей и страниц просандинистских СМИ. Эта акция подчеркивает тот факт, что Facebook — не международная компания, существующая только в эфире, а американская компания, связанная американскими законами. И все больше она сближается с самим правительством США.

Кто будет охранять стражей?

В сети изобилуют фейковые новости, и мы как общество совершенно не готовы противостоять им. Исследование , проведенное Стэнфордским университетом, показало, что подавляющее большинство людей, даже разбирающаяся в цифровых технологиях молодежь, не могут отличить фактические сообщения от очевидной лжи в Интернете. Многие попадутся на удочку российской пропаганды. Российские СМИ действительно постоянно выдают вводящую в заблуждение информацию. Но так же и страны НАТО. И если специалисты по проверке фактов, которые вызвались отделять для нас правду от вымысла, будут безжалостно атаковать Россию, но будут молчать на своей стороне, многие другие попадутся на удочку западной пропаганды. Неявное мнение многих из этих групп по проверке фактов заключается в том, что «лжет только Россия». Это позиция партизанской организации, которая мало заботится о правде и больше о навязывании контроля над средствами коммуникации. И все это делается во имя нашей безопасности. Кто проверяет фактчекеры? К сожалению, это должны делать небольшие независимые СМИ. Тем не менее, MintPress столкнулся с постоянным подавлением из-за этого, ему запретили общаться с нашими более чем 400 000 подписчиков в Facebook, алгоритмически подавляли гиганты Силиконовой долины и удаляли из служб финансовых транзакций, таких как PayPal. Решение заключается в обучении и развитии критической медиаграмотности. Все средства массовой информации имеют предубеждения и программы. Человек должен изучить их и постоянно проверять и оценивать все, что он читает. Однако правительства не хотят, чтобы их население мыслило критически; они хотят, чтобы их сообщение было доминирующим, и это одна из причин, по которой NED тайно финансирует так много организаций, проверяющих факты, чтобы они выполняли за него свою работу. Художественное фото | Графика от MintPress News Алан Маклауд — старший штатный писатель MintPress News. После получения докторской степени в 2017 году он опубликовал две книги: «Плохие новости из Венесуэлы: двадцать лет фейковых новостей» и «Неверные сообщения и пропаганда в информационную эпоху: согласие на производство по-прежнему» , а также ряд академических статей . Он также сотрудничал с FAIR.org , The Guardian , Salon , The Grayzone , Jacobin Magazine и Common Dreams .