В июне 2020 года лидер оппозиции Малави Лазарус Чаквера победил Питера Мутарика на повторных президентских выборах. После того, как прошлогодние результаты опроса были аннулированы из-за мошенничества или нарушения правил, Чаквера, теолог, пастор и бывший президент деноминационной группы пятидесятников, известной как Ассамблея Бога Малави, набрал более 58% голосов в гонке этого года. «Я действительно чувствую себя Лазарем, я воскрес из мертвых, это был долгий путь, и мы чувствуем себя в некотором роде оправданными», — сказал он Би-би-си вскоре после принесения присяги. «Бог проговорил к моему сердцу», — сказал Чаквера. в другом случае, описывая свои политические амбиции как божественное призвание. « Я не отрываю вас от служения . Вместо этого я расширяю ваше служение. Я хочу, чтобы вы занялись политикой ». Генеральный секретарь Евангелического альянса Малави преподобный Фрэнсис Мкандавайр выразил радость победе Чакверы на выборах. « Мы действительно благодарны Богу, однако он требует от нас, как евангелистов в стране, искренне молиться за Него и принимать более активное участие в жизни общества и на рынке как соль и свет. Молитесь за нас." Через пять месяцев после инаугурации министр иностранных дел Чакверы Эйзенхауэр Мкака объявил об открытии посольства Малави в Иерусалиме летом 2021 года. Это станет первой африканской дипломатической миссией, которая будет действовать в оккупированной Палестине с 1950-х годов. В ответ на это решение министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази сказал: «Иерусалим, вечная столица Государства Израиль, станет мостом мира для всего мира, и я призываю больше стран следовать по пути Малави и двигаться вперед. посольства в Иерусалиме, столице Израиля ». На протяжении десятилетий африканский континент служил полем битвы за влияние между израильскими лоббистами и сторонниками прав палестинцев. С избранием Лазаря Чаквера они могут рассчитывать на Малави как на надежного союзника в изоляции, но и как на маяк влияния в Африке к югу от Сахары. Однако история свидетельствует, что так было не всегда. Протестующий в Турции держит табличку с фотографиями Джорджа Флойда (слева) и израильского солдата, стоящего на коленях перед палестинским мальчиком, 4 июня 2020 г. После убийства Джорджа Флойда в социальных сетях стали появляться фотографии израильских властей, стоящих на коленях у палестинцев. средства массовой информации. Эмра Гурель | AP [/ caption]
История афро-израильских отношений
Отношения между африканскими странами и Израилем восходят к концу 1950-х — началу 1960-х годов. Поскольку в этот период по всему континенту прокатилась волна движений за независимость, Тель-Авив развернул кампанию, чтобы переманить на свою сторону стремящиеся к независимости государства. Используя в качестве приманки экономическую помощь, кампания достигла относительного успеха. К 1967 году более 25 стран Африки к югу от Сахары установили ту или иную форму дипломатических отношений с Израилем. Однако расколы начали возникать во время израильско-арабской войны 1967 года и последующей оккупации палестинских территорий Израилем. Совершив беспрецедентный шаг, Замбия, а затем Заир (ныне известный как Демократическая Республика Конго), две страны, которые, как известно, имели очень теплые отношения с Тель-Авивом, проголосовали против резолюции ООН, поддержанной группой латиноамериканских стран. поддержка Израиля. Октябрьская израильско-арабская война оказалась последней каплей между африканскими странами и Израилем. В соответствии с резолюцией экстренной сессии Совета министров Организации африканского единства (ОАЕ) более 40 африканских стран разорвали дипломатические отношения с Израилем. Этот переломный момент, к большому огорчению Израиля и его сторонников, также увидел рост поддержки дела палестинцев со стороны африканских стран в ООН.
Израильское дипломатическое наступление
После разрыва дипломатических отношений после октябрьской израильско-арабской войны Израиль начал дипломатическое наступление, чтобы вернуть расположение стран Африки к югу от Сахары. Стратегия использовала кнут и пряник. Фактически африканские лидеры, проявлявшие признаки потепления перед Тель-Авивом, были вознаграждены экономической и военной помощью, программами поддержки сельского хозяйства и молодежи и другими поощрениями. С другой стороны, африканские страны, которые поддерживали дело палестинцев, столкнулись с угрозами переворотов и повстанческими группами, поддерживаемыми израильским правительством.
Покойный президент Уганды Милтон Оботе обвинил Израиль в том, что он сыграл ключевую роль в перевороте 1971 года, совершенном против него генералом Иди Амином. Всего за несколько лет до переворота Амин прошел курс десантников в Израиле и поддерживал тесные отношения с Тель-Авивом во время своего пребывания на посту начальника штаба армии Уганды. Оботе постоянно впадал в немилость Израиля, поскольку он укреплял связи с афро-арабскими странами, такими как Египет и Судан. Израиль рассматривал такие позиции как угрозу своей повестке дня на континенте. Нежелание президента Уганды позволить Израилю направить военную помощь антиправительственным повстанцам Аня-Ния на юге Судана еще больше обострило отношения. Как и ожидалось, Израиль отрицал оказание военной помощи повстанческой группировке. После переворота, в результате которого Оботе был отстранен от должности, Амин впервые за границу посетил Израиль. Вскоре после этого он пообещал изменить пропалестинскую позицию Уганды как в Организации африканского единства (ОАЕ), так и в ООН. Министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази приветствует малавийского коллегу Эйзенхауэра Мкаку, 3 ноября 2020 г. Фото | Израильская GPO [/ caption] Израиль продолжал оказывать разведывательную и военную поддержку эфиопскому правителю Хайле Мариам Менгисту в его войне с эритрейскими борцами за независимость, которые также считались слишком близкими к арабским государствам. Несмотря на эти геополитические инвестиции, позиционирование Тель-Авива на африканском континенте дало умеренные результаты, и к 1980-м годам лишь горстка африканских стран полностью восстановила дипломатические отношения с Израилем. Многие другие продолжали голосовать против оккупации Палестины в ООН.
Войдите в пятидесятничество
1990-е подарили Израилю неожиданного союзника — недавно возникшего пятидесятнического движения. Под влиянием евангелистов США пятидесятники также придерживались жестких взглядов на палестинское дело. Волна пятидесятников, захлестнувшая Африку в течение последних двух десятилетий, достигла апогея в начале 1990-х по ряду причин. Такие исследователи, как малавийский писатель Мкотама Катенга-Каунда, связывают это явление с программами структурной перестройки (ПСП), которые многие страны к югу от Сахары осуществляют по указанию Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Внедрение СПД разрушило экономику многих африканских стран. Выпускники не могли найти работу, и безработица росла в геометрической прогрессии, значительное финансирование социальных секторов, таких как здравоохранение и образование, было сокращено, а преступность и политическое насилие выросли. Эта среда стала плодородной почвой для расцветающего Евангелия процветания . Миллионы граждан по всей Африке, потерявшие всякую надежду на свои правительства, нашли убежище в пятидесятнических церквях, обещавших мгновенные решения самых разных проблем, от безработицы и болезней до поиска подходящих супругов. По мере того, как миллионы людей стекались в эти церкви, влияние и политическое влияние харизматических проповедников также увеличивалось. Нигерийский проповедник-евангелист принимает прихожан на религиозном празднике в Назарете, на севере Израиля, 23 июня 2019 года. Аммар Авад | Reuters [/ caption] В ноябре 1991 года президентом Замбии был избран Фредерик Чилуба, профсоюзный деятель, самопровозглашенный пастор и приверженец телеевангелиста США Рейнхарда Боннке. Через месяц после своего избрания он объявил Замбию христианской нацией. Решение в значительной степени символическое, оно не имело никакой иной цели, кроме как потворствовать его пятидесятнической базе, которая сыграла ключевую роль в его введении в должность. В другом неортодоксальном решении Чилуба создал бюро по делам религии в государственном доме. Такие решения продемонстрировали, насколько пятидесятничество проникает в политику Замбии. Это явление имело место и в других частях африканского континента. В 1999 году Олусегун Обасанджо был избран президентом Нигерии, самой густонаселенной страны Африки и эпицентра пятидесятнического движения на континенте. Хотя нет никаких сомнений в том, что на избрание Обасанджо повлияли многочисленные социальные и экономические факторы, пятидесятнические организации, такие как Братство пятидесятников Нигерии, сыграли ключевую роль в мобилизации поддержки Обасанджо, христианина из южной Нигерии. Этот период ознаменовал начало того, что нигерийский ученый из США Эбенезер Обадаре назвал « пятидесятничеством» управления. По мере того как недавно возникшая «теократическая элита» проникала в президентские дворцы по всей Африке, фундаментальные изменения произошли и в политическом дискурсе. Ключевым моментом стал поворот на 360 градусов в афро-палестинских отношениях. Взгляды африканского пятидесятнического движения на Израиль и Палестину в значительной степени основаны на взглядах их коллег по ту сторону Атлантического океана — американских евангелистов. Основа их позиции заключается в том, что Израиль — избранный Богом народ и возвращение Иисуса Христа, это исполнение пророчества, произойдет на оккупированной палестинской земле. Они также ссылаются на Ветхий Завет, чтобы выдвинуть утверждение о том, что палестинская земля принадлежит евреям, — мнение, которое также внушали пятидесятникам. Согласно этой концепции, критиковать или осуждать любое действие, совершенное государством Израиль, является «грехом».
Прихожанин-евангелист-христианин реагирует во время религиозного ретрита в Назарете, север Израиля, 23 июня 2019 года. Аммар Авад | Reuters [/ caption] Задолго до того, как занять более заметную политическую роль, пятидесятники мобилизовали поддержку Израиля посредством ряда инициатив, включая отправку своих членов в туры по Израилю в рамках так называемой «религиозной дипломатии». По мере роста численности движения и усиления политического влияния они начали продвигать произраильскую пропаганду в коридорах власти. В 1993 году, во многом благодаря лоббированию пятидесятников, президент Чилуба восстановил дипломатические отношения между Замбией и Израилем. Сближение произошло после того, как двадцать лет назад его предшественник Кеннет Каунда разорвал связи. Религиозные элиты пятидесятников также использовали свое влияние, чтобы нейтрализовать любую критику Израиля и его нарушения прав человека, изображая такую критику как нападение на христианскую веру. В то время как правительства большинства африканских стран в значительной степени сохранили свою позицию и голосование в ООН в отношении Палестины, политики и официальные лица гораздо более робки, когда дело доходит до осуждения израильской оккупации и нарушения прав палестинцев. Дело Палестины было центральным в повестке дня многих африканских политических партий в 1970-х и 80-х годах. Однако за последние три десятилетия его отодвинули на обочину политического дискурса, за исключением горстки стран. В Южной Африке Африканский национальный конгресс (АНК) и профсоюзы, такие как Конгресс южноафриканских профсоюзов (COSATU) и Национальный союз рабочих-металлистов (NUMSA) , сохраняют свою неизменную поддержку и солидарность с палестинским народом. И это несмотря на яростную оппозицию со стороны пятидесятнических организаций, правых оппозиционных партий, таких как Демократический альянс и Африканская христианско-демократическая партия (ACDP), а также таких организаций, как Южноафриканские друзья Израиля (SAFISA). Пятидесятнические организации в сотрудничестве с правыми политическими и гражданскими организациями за последние пару лет организовали в разных частях Африки то, что они называют Иерусалимскими молитвенными завтраками. Эти плохо замаскированные религиозные мероприятия фактически являются политическими форумами, проводимыми с единственной целью — мобилизовать поддержку Израиля и прекратить поддержку африканцами дела палестинцев. На завтрак 2019 года в столице Уганды Кампале присутствовали несколько руководителей бизнеса, дипломаты, произраильские законодатели и другие высокопоставленные правительственные чиновники, в том числе первая леди страны Джанет Мусевени.
Новоизбранный президент Малави Лазарус Чаквера приветствует своих сторонников после принесения присяги в Лилонгве, Малави, 28 июня 2020 года. Токо Чиконди | AP [/ caption] В результате Иерусалимских молитвенных завтраков и подобных мероприятий по всей Африке возникло множество произраильских политиков и политических партий. Одним из ярких примеров является Партия «Объединенные люди прогресса» (UPP) Замбии, которую возглавляет бывший член парламента Спаситель Чишимба. Он описывает себя как «набожного христианина и стойкого произраильского политика». Логотип партии Чишимбы — израильский флаг, три голубя и голубая звезда Давида. В интервью израильской газете во время визита в Иерусалим Чишимба назвал решение Каунды разорвать связи с Израилем «худшим злодеянием» и обвинил это решение в экономических проблемах страны. Он добавил, что «Израиль — благословенный народ, и именно поэтому мы должны быть ближе к нему, чтобы благословения, которые Бог изливает на Израиль, пролились на нас ». UPP — всего лишь один пример из многих квазиполитических организаций, которые были созданы с помощью пятидесятнических организаций с единственной целью — произраильской пропаганды и подавления африканской поддержки самоопределения Палестины.
Оглушительное молчание африканских правительств и политических движений относительно маневров правительства Биньямина Нетаньяху по аннексии палестинских территорий не случайно. Это отражение того, насколько быстро и глубоко щупальца этого произраильского религиозно-политического союза распространяются по континенту. Южноафриканские борцы за экономическую свободу (EFF), Африканский национальный конгресс, NUMSA, COSATU и Социалистическая партия Замбии выступили с заявлениями, осуждающими открытие посольства США в Иерусалиме два года назад. « Мы очень разочарованы африканскими странами, которые отметили провозглашение Иерусалима официальной столицей Израиля США», — сказал Джулиус Малема, лидер EFF. «Это высшая форма предательства, потому что мы, африканцы, должны знать, что колониализму и империализму нет места в человечестве. Это нарушение прав человека — идти и оккупировать землю палестинцев. Мы этого не поддерживаем ». Несмотря на такие голоса, как Малема, слишком многие лидеры политических партий в Африке намеренно решили притвориться слепыми к незаконным действиям Израиля. Следовательно, остается вопрос. Сколько времени пройдет, прежде чем заглушить даже горстку прогрессивных голосов? Палестинец прячет голову от израильского слезоточивого газа, держа в руках фотографию Нельсона Манделы во время акции протеста Наби Салех. Насер Насер | AP [/ caption]
Путь вперед
Принимая во внимание обещание Малави открыть посольство в Иерусалиме, нет никаких сомнений в том, что Израиль продолжит свои усилия по привлечению новых союзников в Африке, тем самым ослабив историческую поддержку континента Палестине. Каким образом инициатива Малави, по словам ее министра иностранных дел Эйзенхауэра Мкака, «внесет вклад в стратегию продовольственной безопасности страны и ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие народа», еще предстоит увидеть. 54 страны Африки, хотя и не имеют ни одного председателя в Совете безопасности ООН, по-прежнему остаются критическим голосом и блоком голосов в международном органе. Ряд африканских стран также являются активными участниками движения за бойкот, дезинвестирование и санкции (BDS). Следовательно, африканские прогрессисты и активисты-правозащитники не могут позволить себе роскоши стоять в стороне и наблюдать, как сочувствующие сионистам влияют на принципиальную позицию континента в отношении Палестины. Прогрессивным африканским организациям срочно необходимо объединиться, чтобы привлечь внимание к тяжелому положению палестинцев и тому, почему африканская поддержка важна для этого дела. Этим организациям также необходимо разоблачить неглубокую точку зрения, закрепленную произраильскими сторонниками, которые стремятся представить израильскую оккупацию как конфликт между христианами и мусульманами. Важно напомнить африканцам, что как народ, переживший столетия угнетения, мы несем благородный долг — разоблачать угнетение и бороться с ним, где бы оно ни поднимало свою уродливую голову, независимо от цвета кожи, вероисповедания или религиозной принадлежности жертв. По словам Нельсона Манделы,
Мы слишком хорошо знаем, что наша свобода неполна без свободы палестинцев ''.
Художественное фото | Мальчик-мигрант из Африки держит израильский флаг во время демонстрации против депортации африканских мигрантов в Тель-Авиве, Израиль. Одед Балилты | А. П. Клинтон Нзала — политический стратег и аналитик из Кито, Эквадор. Он работает в пан-латиноамериканском новостном агентстве teleSUR. Он работал с различными политическими и общественными движениями по всей Африке в качестве мобилизатора и организатора.