Было бы несправедливо утверждать, что Палестина не породила великих лидеров. Басам Шакаа, бывший мэр Наблуса, скончавшийся 22 июля в возрасте 89 лет, был живым доказательством этого. Предполагаемый дефицит хорошего палестинского руководства может быть объяснен тем фактом, что многие великие лидеры либо были убиты, томились в тюрьме или политически маргинализованы палестинскими группировками. Что было уникальным в Шакаа, так это то, что он был настоящим националистическим лидером, который боролся за всех палестинцев, не скрывая никаких идеологических, фракционных или религиозных предрассудков. Шакаа был всеохватывающим палестинским лидером с глубокой привязанностью к панарабизму и постоянным пониманием глобальной классовой борьбы. В некотором смысле, Шакаа является примером «органического интеллектуала», описанного итальянским мыслителем Антонио Грамши. Действительно, Шакаа был не просто «двигателем чувств и страстей», а «активным участником практической жизни, будучи конструктором и организатором — постоянным убеждением, а не просто оратором». Основой поддержки Шакаа были и остаются люди — обычные палестинцы из Наблуса и всей Палестины, которые всегда были на его стороне, что особенно запомнилось, когда израильское правительство пыталось изгнать его в 1975 году; когда Палестинская администрация (ПА) поместила его под домашний арест в 1999 году и когда он, наконец, был похоронен в своем любимом родном городе Наблусе несколько дней назад. Между его рождением в Наблусе в 1930 году и его смертью, Шакаа вел неустанную борьбу за права палестинцев. Он бросил вызов Израилю, ПА, империализму США и реакционным арабским правительствам. На протяжении всего этого нелегкого путешествия он пережил изгнание, тюрьму и попытку убийства. Но у Шакаа есть нечто большее, чем его интеллект, красноречие и морально ориентированные позиции. Этот человек представлял собой восстание подлинно демократического палестинского руководства, которое возникло, говорило и боролось за людей. В середине 1970-х годов Шакаа стал выдающимся лидером палестинского национализма, и это событие изменило лицо палестинской политики по сей день. После оккупации Восточного Иерусалима, Западного берега и сектора Газа в июне 1967 года израильское правительство быстро перешло к формированию нового статус-кво, где оккупация стала постоянной, а Организации освобождения Палестины (ООП) было отказано в любой политической базе в недавно оккупированном районе. территорий. Среди прочего, израильское правительство стремилось создать «альтернативное» палестинское руководство, которое будет взаимодействовать с Израилем по тривиальным неполитическим вопросам, что приведет к маргинализации ООП и ее всеобъемлющей политической программы. В апреле 1976 года правительство Израиля, которое тогда возглавлял Ицхак Рабин, провело местные выборы на Западном берегу и в Газе. К тому времени Израиль собрал другую группу палестинских «лидеров», которая состояла в основном из традиционных глав кланов — небольшой, эгоистичной олигархии, которая исторически приспосабливалась к любой иностранной силе, которая управляла палестинцами. Израиль был почти уверен, что его отобранные союзники были готовы провести местные выборы. Но оккупация имела свои непредвиденные последствия, которые удивили самих израильтян. Впервые с момента создания Израиля вся историческая Палестина оказалась под израильским контролем. Это также означало, что палестинский народ вновь стал частью одной демографической единицы, что позволило обеспечить скоординированную политическую мобилизацию и народное сопротивление. Этим усилиям во многом способствовал Палестинский национальный фронт (ПНФ), который был основан в 1973 году и объединял все палестинские группы на всей оккупированной палестинской территории. Что больше всего раздражало Израиль, так это то, что ПНФ разработал политическую линию, в значительной степени параллельную линии ООП. К ужасу Израиля, ПНФ решил принять участие в местных выборах, надеясь, что его победа может полностью победить израильскую хитрость. Чтобы сорвать инициативу ПНФ, израильская армия провела массовую кампанию арестов и депортации членов группы, в которую входили представители интеллигенции, ученые и местные лидеры. Но все они потерпели неудачу, так как новые лидеры Палестины одержали решительные победы, захватив большинство постов мэров и смело сформулировав программу против оккупации и борьбы с ООП. «Мы за ООП, и мы говорим это в наших предвыборных выступлениях», — сказал тогда избранный мэр Рамаллаха Карим Халаф. «Люди, которые приходят на наши встречи, не спрашивают об улучшении дорог и новых заводах; мы хотим положить конец оккупации ». Бассам Шакаа был в авангарде этого зарождающегося движения, чьи идеалы и лозунги распространялись на все палестинские общины, в том числе в Израиле. Бассам аш-Шакаа после покушения [/ caption] Несмотря на десятилетия изгнания, раздробленности и оккупации, палестинская национальная самобытность в настоящее время достигла своего апогея, и израильское правительство никогда не могло этого ожидать. В октябре 1978 года к Шакаа, Халафу и другим уполномоченным мэрам присоединились городские советники и лидеры различных националистических институтов, чтобы сформировать Национальный комитет по руководству, главной целью которого было оспорить катастрофическое соглашение в Кэмп-Дэвиде и вызванную этим маргинализацию палестинцев. люди и их руководство. 2 июля 1980 года бомба, заложенная еврейской террористической группировкой, взорвала машину Шакаа, стоив ему обеих ног. Другой нацелился на Халафа, которому ампутировали одну ногу. Лидеры стали еще сильнее после покушений. «Они оторвали мне обе ноги, но это только означает, что я ближе к своей земле», — сказал Шакаа со своей больничной койки. «У меня есть мое сердце, мой интеллект и справедливая цель, за которую я должен бороться, мне не нужны мои ноги». В ноябре 1981 года израильское правительство отправило в отставку мэров националистов, включая Шакаа. Но это был не конец его борьбы, который после образования ПА в Рамаллахе в 1994 году получил новый импульс. Шакаа бросил вызов коррупции и подчинению ПА Израилю. Его разочарование в ПА привело к тому, что он помог разработать и подписать в 1999 году «Крик с родины», который осудил ПА за «систематическую методологию коррупции, унижений и надругательств над людьми». В результате П.А. поместил Шакаа, затем 70, под домашний арест Однако именно это движение, созданное Шакаа, Халафом и их сверстниками, посеяло семена для популярного палестинского восстания в 1987 году. Фактически, «Первая интифада» остается самым мощным народным движением в современной палестинской истории. Пусть Шакаа упокоится с миром и властью, теперь, когда он выполнил свою историческую миссию как один из самых любимых лидеров Палестины и истинных органических интеллектуалов всех времен. Художественное фото | Бассам Аль-Шакаа позирует перед израильской полицейской машиной всего через неделю после освобождения из израильской тюрьмы. Рамзи Баруд — журналист, автор и редактор «Палестинской хроники». Его последняя книга — «Последняя земля: палестинская история» («Плутон Пресс», Лондон). Баруд имеет докторскую степень в Палестинских исследованиях в Университете Эксетера и был стипендиатом-нерезидентом в Центре глобальных и международных исследований Orfalea, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Его веб-сайт www.ramzybaroud.net
The views expressed in this article are the author’s own and do not necessarily reflect MintPress News editorial policy.
Переиздайте наши истории!
MintPress News лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0.