В преддверии переговоров Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в следующем месяце о реформировании архаичного и нефункционального политического органа глава внешнеполитического ведомства Китая Ян И изложил требования своей страны. «Реформа Совета Безопасности должна поддерживать честность и справедливость, увеличивать представительство и голос развивающихся стран, позволяя большему количеству малых и средних стран иметь больше возможностей участвовать в принятии решений Совета», — сказал Ван И в заявление от 29 апреля. В частности, новый СБ ООН должен «восстановить историческую несправедливость в отношении Африки». Хотя в прошлом много раз звучали призывы к реформированию СБ ООН, позиция Пекина особенно важна как с точки зрения формулировок, так и сроков. Когда Организация Объединенных Наций была основана в 1945 году после Второй мировой войны, она должна была ознаменовать возникновение нового мирового порядка, в котором в значительной степени доминировали победители той ужасной войны, что дало большее влияние Соединенным Штатам и их западным союзникам. . Действительно, из 51 члена-основателя ООН в то время пять стран были выбраны для постоянного членства в Совете Безопасности — исполнительной власти ООН. Остальные получили членство в Генеральной Ассамблее, которая играла второстепенную, а иногда даже символическую роль в мировых делах. Шести другим странам было разрешено служить в качестве непостоянных членов Совета, хотя им не было предоставлено такое же право вето, которым обладают и пользуются только пять могущественных членов СБ ООН. Несколько лет спустя, в 1963 году, статус непостоянного членства, предоставляемого путем ежегодной ротации, был расширен до 10, в результате чего общее число членов СБ ООН составило 15 человек. Однако на этом «реформы» закончились, и их больше никогда не повторяли. ООН вряд ли когда-либо была демократической площадкой, справедливо отражающей реалии мира, будь то по экономическому влиянию, демографическим или любым другим показателям, кроме, конечно, военной мощи и политической гегемонии.
Однако из послевоенных геополитических реалий ООН прекрасно выразила печальную, несправедливую, но в чем-то верную парадигму глобальной власти. Эта парадигма, однако, сейчас меняется, и очень быстро. Призывы к реформам звучат уже много лет, что отражено , например, в деятельности Группы четырех (G4) — Бразилии, Германии, Индии и Японии; и Сиртская декларация Африканского союза (АС) 2005 г., среди прочего. Но возобновившиеся в последние месяцы призывы к реформированию ООН стали громче, весомее и, более того, более возможными. Российско-украинская война, которая разделила мир на политические лагеря, еще больше усилила Китай — страну, которая вскоре станет крупнейшей экономикой мира, — и придала смелости многим странам Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Из многих индикаторов глобальной смены власти страны БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка — оказались наиболее успешными в борьбе с доминированием Запада на мировых рынках и статусом доллара как основной мировой валюты. валюта. По мере того, как БРИКС готовится к значительному расширению членского состава, он готов стать ведущим мировым экономическим форумом, опередив могущественную G7. Один из членов БРИКС, Индия, по состоянию на апрель 2023 года обогнала Китай и стала самой густонаселенной страной в мире. Наряду с Китаем и совокупной демографией и богатством других стран БРИКС становится неприемлемым, что такой член БРИКС, как Индия, все еще не является постоянным членом СБ ООН. Та же логика применима и к Бразилии. Представитель Индии в ООН Ручира Камбой недавно назвала Устав ООН «анахронизмом». «Можем ли мы практиковать «эффективную многосторонность», защищая хартию, которая делает пять наций более равными, чем другие, и дает каждой из этих пяти возможность игнорировать коллективную волю остальных 188 государств-членов?» Камбой сказал во время дебатов по Уставу ООН.
Конечно, она права. Ее логика, однако, имеет гораздо больший вес сейчас, когда ее страна — наряду с другими странами БРИКС, коллективной силой Африканского союза среди других стран и политических образований — находится в гораздо более сильной позиции, чтобы вести переговоры о существенных переменах. Китай, с другой стороны, уже является постоянным членом СБ ООН и обладателем права вето. Тот факт, что Ван И требует серьезных изменений в ООН, особенно в составе Совета Безопасности, является мощным индикатором новой глобальной внешнеполитической повестки Китая. Как восходящая сверхдержава с тесными и углубляющимися связями со многими странами Глобального Юга, Китай справедливо считает, что в его интересах требовать вовлечения и справедливого представительства других. Это безошибочный признак политической зрелости Пекина, которому, несомненно, будут сопротивляться США и другие европейские державы. Запад заинтересован либо в сохранении прозападного статуса СБ ООН, либо, если это необходимо, в проведении поверхностных или своекорыстных реформ. Это было бы неприемлемо для Китая и остальной части Глобального Юга. Репутация ООН уже подорвана из-за ее неспособности решать международные конфликты, изменение климата, глобальные пандемии и многое другое. Если ООН не будет реформирована для решения глобальных проблем более демократичными средствами, она рискует своей будущей значимостью, если не самим своим существованием. Художественное фото | Министр иностранных дел Китая Ван И выступает на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в субботу, 24 сентября 2022 г., в штаб-квартире ООН. Мэри Альтаффер | AP Д-р Рамзи Баруд — журналист, автор и редактор The Palestine Chronicle. Он автор шести книг. Его последняя книга, написанная совместно с Иланом Паппе, называется « Наше видение освобождения : высказываются заинтересованные палестинские лидеры и интеллектуалы». Другие его книги включают «Мой отец был борцом за свободу» и «Последняя Земля». Баруд является внештатным старшим научным сотрудником Центра ислама и глобальных отношений (CIGA). Его сайт www.ramzybaroud.net .