4 февраля представители палестинского движения ХАМАС посетили Москву, чтобы проинформировать российское правительство о последних событиях в переговорах о единстве между Исламским движением и его палестинскими коллегами, особенно ФАТХ. Представители ХАМАСа не впервые приезжали в Москву с аналогичными миссиями. Фактически, Москва продолжает оставаться важной политической передышкой для ХАМАС, который был изолирован западными благодетелями Израиля. В эту изоляцию вовлечены также несколько арабских правительств, которые, несомненно, очень мало сделали для прорыва израильской блокады Газы. Близость России и ХАМАС уже приносит дивиденды. 17 февраля поставки российского COVID-19 вакцины, Sputnik V, которые сделали его в Газу через Израиль, свидетельством этого растущего раппорт. Хотя одна Россия не может повлиять на полную смену парадигмы в случае с Палестиной, ХАМАС считает, что российская альтернатива слепой и условной американской поддержке Израиля возможна, если не безотлагательна. Недавно мы взяли интервью у д-ра Дауда Абдуллаха, автора книги « Вовлечение мира : формирование внешней политики ХАМАС», и г-на Наима Джина, директора Афро-ближневосточного центра в Йоханнесбурге, который опубликовал книгу д-ра Абдуллы. . Абдуллы объем ХАМАС является обязательным для чтения, как это предлагает уникальный взгляд на ХАМАСЕ, освободив дискуссию о движении от границ восприятия Редукционистского западных СМИ ХАМАС , как террорист — и из встречных, а также. В этой книге ХАМАС рассматривается как политический субъект, вооруженное сопротивление которого является лишь составной частью сложной и далеко идущей стратегии.
Почему Россия?
Поскольку Москва продолжает укреплять свое присутствие в регионе, предлагая себя в качестве политического партнера и, по сравнению с США, более сбалансированного посредника между Израилем и палестинцами, ХАМАС рассматривает растущую роль России как редкую возможность отделиться от США. -Израиль ввел изоляцию. «Россия была членом« квартета », созданного в 2003 году, но, конечно же, как член Совета Безопасности (ООН), она всегда имела возможность информировать дискурс о Палестине», — сказал Абдулла, добавив, что В свете «постепенного упадка американского влияния Россия осознала, что в регионе образовался вакуум, особенно после (арабских) восстаний».
«Что касается ХАМАСа и России, отношения начали развиваться после (палестинских) выборов в 2006 году, но это была не инициатива ХАМАСа, а (президент России Владимир) Путин на пресс-конференции в Мадриде после выборов заявил, что он будет готовы принять руководство ХАМАСа в Москве. Потому что Россия ищет место в регионе ». У готовности ХАМАСа к взаимодействию с русскими есть несколько причин, главная из которых заключается в том, что Москва, в отличие от США, отказалась подчиняться изображению Движения Израилем. «Принципиальное различие между Россией и Америкой и Китаем … в том, что русские и китайцы не признают ХАМАС как« террористическую организацию »; они никогда этого не делали, в отличие от американцев, и поэтому им было легко открыто взаимодействовать с ХАМАСом », — сказал Абдулла.
О «стратегическом балансе» ХАМАСа
В своей книге Абдулла пишет о соглашениях в Осло 1993 года, которые стали переломным моментом не только для ХАМАС, но и для всей палестинской освободительной борьбы. Переход к «мирному процессу» под руководством США вынудил ХАМАС поддерживать тонкий баланс «между стратегическими целями и тактической гибкостью». Абдулла писал:
ХАМАС рассматривает международные отношения как неотъемлемую и важную часть своей политической идеологии и стратегии освобождения. Вскоре после возникновения Движения была разработана внешняя политика, призванная помочь его лидерам и членам преодолеть это противоречие между идеализмом и реализмом. Этот прагматизм очевиден в том факте, что ХАМАС смог установить отношения с режимами Муаммара Каддафи в Ливии и Башара аль-Асада в Сирии, оба из которых были яростно настроены против «Братьев-мусульман».
В нашем интервью Абдулла уточнил:
С самого начала ХАМАС придерживался определенных принципов в отношении своих международных отношений, а затем и в формировании внешней политики. Среди них есть вопрос о сохранении независимости принятия решений; неприсоединение к конфликтующим блокам, недопущение вмешательства в дела других государств ».
Г-н Джина, сам опытный писатель, также говорил о «хрупком равновесии». «Это хрупкое равновесие, и его трудно поддерживать, потому что на данном этапе, когда движения рассматриваются и считают себя освободительными движениями, они должны иметь более высокие моральные и этические стандарты, чем, например, правительства», — сказала Джина.
По какой-то причине мы ожидаем, что правительствам придется сделать трудный выбор, но с освободительными движениями мы этого не делаем, потому что все они направлены на идеализм и создание идеального общества и т. Д. »
Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Иина использует борьбу Южной Африки против апартеида, которая во многих отношениях сравнима с поисками свободы палестинцами:
Когда освободительное движение Южной Африки было изгнано, они заняли аналогичную позицию. В то время как некоторые из них могли иметь особую преданность Советскому Союзу или Китаю, некоторые из них также вели активные операции в европейских странах, которые они считали частью более крупной империи. Тем не менее, у них была свобода действий там. Некоторые из них действовали в других африканских странах, где существовали диктатуры, и они получали защиту от этих государств ».
ХАМАС и вопрос национального единства
В своей книге, которая обещает стать важной книгой по этой теме, Абдулла перечисляет шесть принципов, которыми руководствуется ХАМАС в политической повестке дня. Один из этих руководящих принципов — «поиск точек соприкосновения». Обращаясь к вопросу о фракционности палестинцев, мы утверждали, что, хотя ФАТХ не смог создать общую, номинально демократическую платформу для политического взаимодействия палестинцев, ХАМАС не может быть полностью безупречным. Если это действительно так, то можно ли утверждать, что ХАМАС преуспел в поисках неуловимой точки соприкосновения? Абдулла отвечает:
Позвольте мне начать с того, что произошло после выборов в 2006 году. Хотя ХАМАС убедительно победил и они могли сформировать правительство, они решили выбрать правительство национального единства. Они предложили (президенту Палестинской автономии) Махмуду Аббасу и (его партии) ФАТХ войти в правительство национального единства. Они не хотели править сами по себе. И это, на мой взгляд, символизирует их видение, их приверженность национальному единству ».
Но вопрос национального единства, каким бы желанным и неотложным он ни был, находится под контролем не только палестинцев. «Соглашения Осло подписала ООП, — сказал Абдулла, — и я думаю, что это одна из слабых сторон ХАМАСа: как бы она ни хотела национального единства и реформы ООП, на самом деле все дело в Израиле и Запад не позволит ХАМАСу легко войти в ООП, потому что это будет концом Осло ».
О выборах в условиях военной оккупации
15 января Аббас объявил официальный указ о проведении выборов в Палестине, сначала президентских, затем в законодательные, а затем выборов в Палестинский национальный совет ООП (PNC), который исторически служил палестинским парламентом в изгнании. Первый этап этих выборов намечен на 22 мая. Но решит ли это хроническую проблему палестинского политического представительства? Более того, является ли это правильной исторической эволюцией национально-освободительных движений — демократия в условиях военной оккупации с последующим освобождением, а не наоборот? Иина говорила об этой дихотомии: «С одной стороны, выборы — это возможность для палестинцев выразить свой выбор. С другой стороны, что такое выборы на самом деле? Мы говорим не о демократических выборах для государства, а о выборах для власти бантустана с более жесткими ограничениями, чем власть в Южной Африке ». Более того, израильская «оккупирующая держава» не совершит ошибку, которую совершила в прошлый раз. Он не допустит такой свободы (из-за которой) ХАМАС (победил) на выборах. Я не думаю, что Израиль позволит это сейчас ». Тем не менее, в этом бесперспективном сценарии есть положительная сторона. По словам Джины, «я думаю, что единственное, что могут сделать эти выборы, — это позволить какое-то примирение между Газой и Западным берегом».
ХАМАС, МУС и военные преступления
Затем возникает насущный вопрос о предполагаемом расследовании военных преступлений Международным уголовным судом (МУС). Тем не менее, когда МУС согласился рассмотреть обвинения в военных преступлениях в Палестине, скорее всего, ожидается расследование не только предполагаемых израильских военных преступников, но и расследование потенциально могло бы рассмотреть вопрос о допросе палестинцев. Не должно ли это хоть как-то беспокоить ХАМАС? Во время израильских войн в Газе в 2008, 2012 и 2014 годах ХАМАС, наряду с другими вооруженными группами, не имел другого выбора, кроме как «защищать гражданское население», сказал Абдулла, указав, что «преобладающая концепция» заключается в том, что Движение « верит в принцип международного права ». Абдулла заявил, что если ХАМАС «сможет восстановить права палестинского народа по законным каналам, тогда Движению будет намного легче, чем выбирать вооруженную борьбу».
Понимание ХАМАС
Несомненно, важно понимать ХАМАС не только как часть академического дискурса, связанного с Палестиной, но и в повседневном политическом дискурсе, касающемся Палестины; по сути, весь регион. Книга Абдуллы сама по себе имеет решающее значение для этого понимания. Джина утверждала, что книга Абдуллы не обязательно является «вводным текстом к движению ХАМАС». Особое внимание в нем уделяется развитию внешней политики ХАМАС. Важность этого в целом заключается, во-первых, в том, что нет текста, конкретно посвященного внешней политике ХАМАС. В этой книге ХАМАС представлен как реальный политический деятель ». По словам Джины, эволюция политического дискурса и поведения ХАМАС с момента его создания является «захватывающей». Многие согласны. Комментируя книгу, ведущий израильский историк, профессор Илан Паппе, написал: «Эта книга успешно бросает вызов распространенному искажению ХАМАСа на Западе. Его необходимо прочитать всем, кто занимается проблемой Палестины и заинтересован в честном введении в это важное палестинское движение ». [Доктор Книгу Дауда Абдуллы «Вовлечение мира: формирование внешней политики ХАМАС» можно найти здесь .] Главное фото | Лидер ХАМАС Исмаил Хания машет рукой во время митинга, посвященного 31-й годовщине основания ХАМАС, в городе Газа. Халил Хамра | А. П. Романа Рубео — итальянский писатель и главный редактор «Палестинских хроник». Ее статьи появляются во многих интернет-газетах и академических журналах. Она имеет степень магистра иностранных языков и литературы и специализируется на аудиовизуальном и журналистском переводе. Рамзи Баруд — журналист и редактор The Palestine Chronicle. Он автор пяти книг. Его последняя работа — « Эти цепи будут разорваны : палестинские истории борьбы и неповиновения в израильских тюрьмах» (Clarity Press). Доктор Баруд является старшим научным сотрудником-нерезидентом Центра ислама и глобальных отношений (CIGA), а также Афро-Ближневосточного центра (AMEC). Его сайт www.ramzybaroud.net.