БЕВЕРЛИ-ХИЛЛЗ, КАЛИФОРНИЯ. «Лучший стрелок: Маверик» — это кассовый успех, огромный успех как у критиков, так и у публики. Подразделения военно-морского флота и военно-воздушных сил по всей стране установили киоски для набора в кинозалах, надеясь набрать людей, оживлённых после просмотра динамичных действий авиации. Но документы, полученные в соответствии с Законом о свободе информации, показывают, что фильм был снят только после того, как между Голливудом и Пентагоном было подписано соглашение, при этом военно-морской флот настаивал на «вплетении» своих «ключевых тезисов» в обмен на предоставление Производственная компания имеет широкий доступ к военной технике. Журналист-расследователь Том Секер , автор книги «Кино национальной безопасности: новые шокирующие доказательства государственного контроля в Голливуде», был одним из тех, кто получил документы. Секер объяснил, что «Лучший стрелок: Маверик» был создан с явной целью, заявив MintPress :
Речь идет о восстановлении имиджа военных после многочисленных неудачных войн. Фильм также помогает выдвинуть на первый план пилотов-людей, выполняющих реальную боевую задачу, что очень редко в наши дни высотных авиаударов и боевых действий беспилотников. Это помогает отвлечься от всех пилотов дронов, которые говорили о страданиях и ужасах, присущих этой работе».
Продолжение популярного фильма 1980-х годов «Лучший стрелок», новый фильм рассказывает историю Пита «Маверика» Митчелла более 30 лет спустя, когда пилот-отступник, который не играет по правилам, был привлечен для обучения лучших молодых пилотов ВМФ. за секретную миссию по взрыву завода по обогащению урана [предполагается, что объект находится в Иране]. Вместо этого Маверик показывает, что он по-прежнему лучший пилот и сам выбран для этой миссии. Производственное соглашение между Министерством обороны (DoD) и Paramount Pictures является явной платой за услугу . В обмен на всевозможную техническую поддержку и доступ к военному оборудованию и персоналу Пентагону было разрешено «назначить старшего штаба, пост-командного офицера для рассмотрения с общественностью тематики сценария и вплетения ключевых тезисов, имеющих отношение к авиационного сообщества».
Что это за ключевые тезисы, по мнению Секера, понять не так уж сложно. На протяжении всего фильма фраза «это не самолет; это пилот». Это происходит в то время, когда военные сталкиваются с острой нехваткой пилотов — что совершенно неуместно, если гламурный образ пьяных, гоняющихся за женщинами смельчаков, живущих высокооктановой жизнью, хоть сколько-нибудь точен. По сути, фильм представляет собой двухчасовую 11-минутную рекламу набора в армию. Как сказал Fox News один вербовщик: «Мы хотим воспользоваться возможностью связать не только фильм и идею военной службы, но и тот факт, что у нас есть работа, и нас ждут вербовщики».
Роджер Шталь, профессор коммуникаций Университета Джорджии, сказал MintPress , что фильмы играют ключевую роль в улучшении имиджа вооруженных сил дома и за рубежом, заявив:
Планировщики внешней политики прозвали нежелание общественности санкционировать военное вмешательство в 80-е годы «вьетнамским синдромом». Оригинальный «Лучший стрелок» появился как раз вовремя, чтобы очистить этот образ и расчистить путь для более приемлемого высокотехнологичного видения империализма и, в конечном счете, войны в Персидском заливе. «Лучший стрелок: Маверик» появляется в тот же момент в тени Ирака и Афганистана. И мы, вероятно, увидим аналогичную перезагрузку военной машины США».
Шталь и Секер — сопродюсеры нового фильма «Театры военных действий: как Пентагон и ЦРУ захватили Голливуд».
Гора военной техники
На более чем 100 страницах контрактов военные согласились предоставить Paramount доступ к огромному количеству своего самого дорогого оборудования в обмен на значительный редакционный контроль над содержанием и тоном фильма — договоренность, которая удивительно распространена в сегодняшней среде. «Лучший стрелок: Маверик» снимался в ряде военных баз США. Сюда входили авиабазы, заполненные новейшими истребителями, и два атомных авианосца — USS Theodore Roosevelt и USS Abraham Lincoln . Производственной компании также разрешили заимствовать самолет F-14 Tomcat и использовать несколько вертолетов. Тем не менее, F/A-18 E/F Super Hornet является звездой шоу: актеры, играющие пилотов, проходят обширную и строгую программу обучения, а продюсерской компании было разрешено прикреплять камеры по всему салону и вне самолета. Кроме того, военно-морской флот согласился «[s] поддержать сцены полета с военно-морскими самолетами и военно-морскими авиаторами» и «[a] разрешить военнослужащим, находящимся на дежурстве, появляться в фильме». Сюда входили пилоты, наземная команда и матросы на кораблях ВМФ. Чтобы подсластить сделку, демонстрационному летному отряду «Голубой ангел» ВМФ было поручено совершить пролет для производственной компании. Paramount также получила разрешение на покупку военной формы. Однако Министерство обороны фактически наложило вето на любого актера, который появился в фильме. Как указано в соглашении,
Продюсерская компания подберет актеров, статистов, дублеров. и каскадеры, изображающие военнослужащих, которые соответствуют индивидуальным правилам военной службы, регулирующим возраст, рост и вес, униформу, уход, внешний вид и стандарты поведения. Министерство обороны оставляет за собой право приостановить поддержку в случае, если разногласия относительно военных аспектов этих изображений не могут быть разрешены в ходе переговоров между Производственной компанией и Министерством обороны в течение 72-часового периода исправления. Сотрудник проекта Министерства обороны США предоставит письменные инструкции, относящиеся к каждой изображаемой военной службе.
Это не просто технический аспект. Министерство обороны активно защищает свой имидж в средствах массовой информации, вплоть до угрозы полностью закрыть фильм «12 сильных» (2018) только потому, что продюсерская компания намеревалась изобразить американских солдат с бородами и/или татуировками. Однако это далеко не самое обременительное условие соглашения. Например, в пункте 8 документа отмечается, что Минобороны одобрило черновик сценария «Лучший стрелок: Маверик» и что в дальнейшем:
Производственная компания должна заранее получить согласие Министерства обороны на любые последующие существенные изменения, предложенные в военных изображениях, сделанных либо в Картинке, либо в звуковой части произведения, прежде чем оно будет представлено публике.
Мало того, Paramount должна «привлекать к этим изменениям руководителя проекта Министерства обороны США, включая те, которые могут быть внесены во время постпродакшна». В качестве окончательной проверки пункт 19 предусматривает, что продюсерская компания должна предоставить военным окончательный вариант фильма и позволить Министерству обороны «подтвердить, что тон военных эпизодов в значительной степени соответствует согласованному сценарию» и «[s]должен Министерство обороны определит, что материал в производстве ставит под угрозу любую из предыдущих проблем, Министерство обороны предупредит производственную компанию о материале, и производственная компания удалит материал из производства». Другими словами, Министерство обороны является и соавтором сценария, и сопродюсером фильма. Если Paramount нарушит это соглашение, условия будут ясны. В контракте говорится, что военные навсегда откажутся от использования любых изображений, включая их персонал или оборудование, что сделает фильм мертвым по прибытии. Кроме того, Министерство обороны отмечает, что «запросы на поддержку в будущем… также могут быть отклонены». Проще говоря, любой, кто не снимает фильм, в котором каждый кадр из каждой сцены не соответствует требованиям военных, заносится в черный список. Несмотря на эффективное совместное написание и совместное производство фильма, контракт также требует, чтобы степень участия военных была преуменьшена. В пункте 21а говорится, что военные будут упомянуты только с фразой «Особая благодарность Министерству обороны США» в финальных титрах. Несомненно, Пентагон осознает, что пропагандистская ценность «Лучшего стрелка: Маверик» значительно уменьшится, если зрители поймут, что это многочасовой пропагандистский фильм, снятый самими военными. «Особая благодарность» — обычная фраза, которую Министерство обороны использует, чтобы скрыть свою истинную роль в Голливуде. Фил Страб, представитель Пентагона в Голливуде в период с 1988 по 2018 год, был, возможно, самым влиятельным человеком в индустрии развлечений. От франшиз «Железный человек», «Джеймс Бонд», «Парк Юрского периода» и «Трансформеры» до таких хитов, как «Аполлон 13», «Годзилла», «Падение Черного ястреба» и «Я — легенда», резюме Страба положительно спилбергианец. Тем не менее, ему редко приписывают что-то иное, кроме «особой благодарности», несмотря на то, что документы показывают, что он писал и переписывал сценарии фильмов в соответствии с повесткой дня Пентагона.
Мрачная реальность
Когда Пентагон настаивает на своем участии в Голливуде, он настаивает на том, что он существует только для того, чтобы военные были представлены как можно более реалистично. Действительно, в производственном соглашении «Лучший стрелок: Маверик» говорится, что его представители были там «для обеспечения диалога на съемочной площадке и точного изображения боевых сцен». Круз, сыгравший Пита «Маверика» Митчелла, находится на той же странице, заявляя , что он требовал, чтобы фильм «должен быть как можно более реальным». Тем не менее, вся предпосылка фильма — о том, что Иран разрабатывает ядерное оружие и что американским военным придется за несколько дней разработать план бомбардировки страны — абсурдна сама по себе. Сам Маверик часто вопиющим образом нарушает правила ВМФ, не подчиняется старшим офицерам и угоняет самолет, чего никогда не допустят. Кроме того, есть ряд сумасшедших акробатических трюков, которые предположительно являются частью тренировочной программы Маверика, в том числе тот, где он летит прямо между двумя своими учениками под перпендикулярным углом, в нескольких дюймах от уничтожения всех трех самолетов и прекращения их жизни. Это было бы слишком опасно даже для хореографических номеров Голубых Ангелов, не говоря уже об обучении пилотов. ««Лучший стрелок: Маверик», безусловно, не соответствует действительности», — сказал Секер MintPress , добавив:
Вся предпосылка фильма — как и в первом фильме — не соответствует действительности. Но тогда сказать, что офисы по связям с развлечениями существуют, чтобы помочь Голливуду представить правдивость или реальность, все равно что сказать, что знаменитости нанимают фирмы по связям с общественностью / кризисному управлению, потому что они искренне хотят, чтобы общественность была хорошо информирована».
Перед своей смертью режиссер «Лучшего стрелка» Тони Скотт чувствовал себя виноватым за то, что снял фильм, который восхваляет военную жизнь, сокрушаясь :
Все эти дети, должно быть, ненавидят меня, потому что все они подписались, думая, что будут летчиками-истребителями, таскающими баб по всему миру, и все они оказались одиннадцатью этажами на каком-то дерьмовом старом авианосце, застрявшем в Индийском океане.
Однако реальность профессии не просто более скучная, но и гораздо более гризли. Посттравматическое стрессовое расстройство и самоубийство исключительно распространены в профессии, поскольку пилоты изо всех сил пытаются смириться с ошеломляющим количеством разрушений, которые они должны выполнить. [идентификатор подписи = "attachment_281080" align = "aligncenter" ширина = "1366"] Моряк ВМС США фотографируется с юными кинозрителями на фоне показа фильма «Лучший стрелок: Маверик». Фото | DVIDS[/caption] Свидетельства ряда разоблачителей изображают воздушную войну гораздо менее прославленной и, возможно, гораздо более реалистичной. Летчик ВВС США Дэниел Хейл обнародовал документы, свидетельствующие о том, что администрация Обамы составила подробные списки убитых и что более 90% жертв программы беспилотников США, даже по ее собственным данным, были гражданскими лицами. По оценкам Бюро журналистских расследований, только в Афганистане пилоты американских беспилотников убили от 4 126 до 10 076 человек. «Когда я сделал свой первый выстрел и убил людей, это было для меня душераздирающе, потому что я не думал, что когда-нибудь окажусь в положении, когда мне придется лишить чью-то жизнь», — сказал оператор ВВС США Брэндон Брайант. «Я чувствовал, что это разрушило мою душу… Это изолировало меня. Я перестал спать, потому что начал мечтать о своей работе и никак не мог сбежать от нее», — добавил он. Однако, возможно, самой печально известной утечкой, раскрывающей реалии жизни пилотов, является видео « Сопутствующее убийство» . На нем пилоты американских вертолетов Apache безжалостно открывают огонь по толпе людей в Багдаде, убив по меньшей мере 12 человек, в том числе двух журналистов Reuters . По мере того, как атака продолжается, пилоты даже смеются и стреляют в мирных жителей, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим. В то время как источник информации и издатель, ответственный за то, чтобы мир увидел эти изображения, попал в тюрьму, те, кто представляет вычищенную, прославленную версию военной жизни, являются горячими фаворитами на получение премии Оскар в этом году. Таким образом, точно так же, как в «Лучшем стрелке: Маверик» нет сцен кричащих иранских детей, копающихся в останках своей мертвой семьи, любой «Лучший стрелок 3» вряд ли будет вращаться вокруг Тома Круза, борющегося с посттравматическим стрессовым расстройством, вызванным невообразимым насилием в котором он участвовал.
Голливуд: военный ведомый
«Лучший стрелок: Маверик» был создан в то время, когда Соединенные Штаты в настоящее время душит Иран незаконными и смертоносными санкциями. В начале 2020 года администрация Трампа убила высокопоставленного иранского генерала и государственного деятеля Касема Сулеймани, а влиятельные деятели США призвали к неспровоцированному ядерному удару по стране . Тем не менее, ни один из этих контекстов не упоминается, поэтому законность изображенного нападения не подвергается сомнению. Как сказал Шталь MintPress , основное предположение состоит в том, что «США имеют право нарушать международное право и наносить удары по любой стране по любой причине». «Представьте, если бы этот фильм вышел из Ирана и был бы об ударе по израильскому или американскому ядерному объекту», — сказал он. «Головы взорвались бы от обвинений в жесткой пропаганде». Таким образом, «Лучший стрелок: Маверик» соответствует пропаганде удивительно милитаристского общества; та, которая тратит на войну почти столько же, сколько любая другая нация на Земле вместе взятые. Прославление милитаризма повсюду в Соединенных Штатах, от спортивных мероприятий до кинотеатров, питает подавляющий культ поклонения войскам. Военные работают исключительно усердно, чтобы поддерживать положительный имидж, и нашли добровольного сотрудника в индустрии развлечений. Расследование Шталя и Секера показало, что Пентагон и ЦРУ осуществляли прямой контроль над более чем 2500 фильмами и телешоу. К ним относятся не только военные блокбастеры, такие как «Американский снайпер», «Перл-Харбор» и «Несколько хороших парней», но и множество легких развлекательных шоу, таких как «Цена правильная», «Идол подростков» и «Эллен». Шоу ДеДженерес». Достойное эмпирическое правило заключается в том, что если название, которое вы смотрите, включает в себя военные или службы безопасности, то эти учреждения, вероятно, будут со-продюсировать работу, то есть они сами решают, как они изображены. [идентификатор подписи = "attachment_281081" align = "aligncenter" ширина = "1366"] Военно-морские силы США позируют для фото с Томом Крузом на военно-морской авиабазе Уидби-Айленд. Фото | DVDS[/caption] Военные открывают свои двери для режиссеров и продюсеров по всей стране, предлагая им бесплатный или специальный доступ к своему арсеналу машин, которые было бы невозможно получить иначе, доступ к военным базам для съемок и использование на действительной службе персонал в качестве дополнения, а также множество других преимуществ, которые в противном случае были бы непрактично дорогими. Но тот, кто платит, заказывает музыку, и Пентагон взимает значительные политические издержки, настаивая на том, чтобы творческое направление и мировоззрение фильма или телепередачи были настолько безжалостно провоенными, насколько это возможно. Антивоенные постановки не нужны и поэтому сразу же отвергаются большинством продюсерских компаний, не желающих терять такого могущественного союзника. В этом смысле кино и телевидение в Америке постепенно превратились в военно-развлекательный комплекс, в котором сотни миллионов американцев постоянно питаются спонсируемой Пентагоном провоенной пропагандой. И они даже не подозревают об этом. Одно время Круз сильно сожалел о том, что стал частью военной машины, рассказывая журналу Playboy :
Некоторые считали, что «Лучший стрелок» был правым фильмом, продвигающим военно-морской флот. И многим детям понравилось. Но я хочу, чтобы дети знали, что война не такая, что «Лучший стрелок» был просто аттракционом в парке развлечений, забавным фильмом с рейтингом PG-13, который не должен был быть реальностью. Вот почему я не стал делать Top Gun II, III, IV и V. Это было бы безответственно».
Это может быть безответственно, но, судя по тому, что Круз получит значительную долю от мировых кассовых сборов ( 747 миллионов долларов и больше), по крайней мере, он получит за это финансовую компенсацию. В том же интервью Playboy Круз также посетовал на то, что он может нести «полную ответственность за Третью мировую войну». Учитывая постоянно агрессивные действия Соединенных Штатов в отношении Ирана, однажды его правота может оказаться доказанной. Художественное фото | Том Круз позирует для СМИ во время британской премьеры Top Gun Maverick в кинотеатре в центре Лондона, 19 мая 2022 года. Альберто Пеццали | AP Алан Маклауд — старший штатный сотрудник MintPress News. После получения докторской степени в 2017 году он опубликовал две книги: «Плохие новости из Венесуэлы: двадцать лет фейковых новостей и ложных сообщений и пропаганды в информационную эпоху: согласие на производство по-прежнему» , а также ряд академических статей . Он также сотрудничал с FAIR.org , The Guardian , Salon , The Grayzone , Jacobin Magazine и Common Dreams .